predzemshara (predzemshara) wrote,
predzemshara
predzemshara

Categories:

Иосиф Сталин, Демьян Бедный и русский вопрос


Давно и настойчиво продвигается следующий тезис – Сталин был вынужден обратиться к «русской теме» лишь в преддверии большой войны, желая воодушевить народ, опереться на что-то историческое, а не только на коммунистическую идеологию. Так ли это было на самом деле?

Впервые про русский народ Сталин сказал вовсе не в 1945, в знаменитом тосте «За русский народ!». Он заговорил на эту тему гораздо раньше. Приведу следующий пример: в 1930 году в «Правде» публикуются фельетоны Демьяна Бедного «Слезай с печки» и «Без пощады». Они осуждаются постановлением Секретариата ЦК ВКП(б) за фальшивые нотки, выразившиеся в огульном охаивании «России» и «русского». Демьян Бедный пишет по этому поводу письмо Сталину. Далее я приведу развёрнутую цитату из ответа Сталина Бедному:
В чём существо Ваших ошибок? Оно состоит в том, что критика недостатков жизни и быта СССР, критика обязательная и нужная, развитая Вами вначале довольно метко и умело, увлекла Вас сверх меры и, увлёкши Вас, стала перерастать в Ваших произведениях в клевету на СССР, на его прошлое, на его настоящее. Таковы Ваши «Слезай с печки» и «Без пощады». Такова Ваша «Перерва», которую прочитал сегодня по совету т. Молотова.

Вы говорите, что т. Молотов хвалил фельетон «Слезай с печки». Очень может быть. Я хвалил этот фельетон, может быть, не меньше, чем т. Молотов, так как там (как и в других фельетонах) имеется ряд великолепных мест, бьющих прямо в цель. Но там есть ещё ложка такого дёгтя, который портит всю картину и превращает её в сплошную «Перерву». Вот в чём вопрос и вот что делает музыку в этих фельетонах.

Судите сами.

Весь мир признаёт теперь, что центр революционного движения переместился из Западной Европы в Россию. Революционеры всех стран с надеждой смотрят на СССР, как на очаг освободительной борьбы трудящихся всего мира, признавая в нём единственное своё отечество. Революционные рабочие всех стран единодушно рукоплещут советскому рабочему классу и, прежде всего, русскому рабочему классу, авангарду советских рабочих, как признанному своему вождю, проводящему самую революционную и самую активную политику, какую когда-либо мечтали проводить пролетарии других стран. Руководители революционных рабочих всех стран с жадностью изучают поучительнейшую историю рабочего класса России, его прошлое, прошлое России, зная, что кроме России реакционной существовала ещё Россия революционная, Россия Радищевых и Чернышевских, Желябовых и Ульяновых, Халтуриных и Алексеевых. Всё это вселяет (не может не вселять!) в сердца русских рабочих чувство революционной национальной гордости, способное двигать горами, способное творить чудеса.

А Вы? Вместо того, чтобы осмыслить этот величайший в истории революции процесс и подняться на высоту задач певца передового пролетариата, ушли куда-то в лощину и, запутавшись между скучнейшими цитатами из сочинений Карамзина и не менее скучными изречениями из «Домостроя», стали возглашать на весь мир, что Россия в прошлом представляла сосуд мерзости и запустения, что нынешняя Россия представляет сплошную «Перерву», что «лень» и стремление «сидеть на печке» является чуть ли не национальной чертой русских вообще, а значит и -русских рабочих, которые, проделав Октябрьскую революцию, конечно, не перестали быть русскими. И это называется у Вас большевистской критикой! Нет, высокочтимый т. Демьян, это не большевистская критика, а клевета на наш народ, развенчание СССР, развенчание пролетариата СССР, развенчание русского пролетариата.

Сказано предельно понятно. Это письмо 1930-го года. Так зачем же сочиняются сказки про то, что к русскому народу большевики обратились лишь из-за Великой Отечественной войны?

Коммунистические идеи легли на благодатную русскую почву. Всходы назывались русским чудом. Большевики начали глобальный проект ГОЭРЛО в разгар гражданской войны. Они верили в народ, народ поверил им. Народ принял и творчески осмыслил идеи коренного преобразования общества, идеи социальной справедливости, идеи форсированного развития, идею воспитания нового человека и нового человечества. Естественно, что и у врагов коммунизма, и у врагов России возникло желание противопоставить русскую идею и коммунизм, обескровив и парализовав тем самым и то и другое.

P.S. После революции всегда следует период стабилизации. Ленин мягко поправляет Арманд в вопросе эмансипации женщин, семейных отношений и проч. Сталин поправляет Бедного в национальном вопросе. И так далее. Не хочу сказать, что те же Арманд и Бедный не любили или не понимали народ. Просто у них не было политической зоркости Ленина или Сталина.

P.P.S. Предлагаю послушать песню на стихи Демьяна Бедного, ставшую народной.



Tags: Сталин
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments